689202, Российская Федерация, Чукотский автономный округ, Иультинский район, п. Эгвекинот, ул. Попова, 8
Поиск
Close this search box.

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста

Практические советы

Требований к педагогическому стажу и категории педагогов ДОО не предъявляется.

Оглавление

  • Введение.
  • Общие положения.
  • Деятельность педагога в системе дистанционного обучения.
  • Психологические аспекты организации обучения с использованием дистанционных технологий.
  • Организация педагогом дистанционного обучения.
  • Практические советы проведения занятий дистанционного обучения в режиме реального времени.
  • Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования, так как это новая, современная технология, позволяющая сделать обучение более качественным и доступным, благодаря использованию компьютера (как инструмента обучения), сети Интернет (как образовательной среды) и помощи педагога.

Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный воспитатель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения.

Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

1. Общие положения

Дистанционное обучение (ДО) – это взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста разработаны в соответствии с:

  • Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • учетом письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);
  • учетом письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)».

При внедрении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать:

  • требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
  • требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).

Согласно пункту 4.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340- 03 «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарно-эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.

2. Деятельность педагога в системе дистанционного обучения

Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде.

Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося.

Существуют два вида режима:

  • Offline – местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
  • Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.

Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно.

Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с заказчиком.

Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов необходимо:

  • выстроить совместно с педагогом-психологом индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала и согласовать его с заказчиком;
  • разработать конспекты занятий и подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с элементами видео и аудио, с включением иллюстраций и анимации;
  • организовать щадящий режим обучения, нормируя количество времени, проводимого за компьютером;
  • разработать и осуществить социальную программу работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения.

При разработке конспектов занятий следует учитывать следующие особенности:

  • сложность оказания эмоционально-волевого влияния на обучающегося(суггестивные способности);
  • сложность в умении определить эмоциональное состояние ребенка по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям (перцептивные способности);
  • невозможность встретиться глазами с собеседником через веб-камеру;
  • сложность в пояснении словами запахов, вкуса и т.д.

3. Психологические аспекты организации обучения с использованием дистанционных технологий.

При виртуальном обучении педагог нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:

  • неумение вести себя в ходе педагогического мероприятия перед камерой, сложности в личном общении;
  • установление межличностных контактов между участниками образовательного процесса;
  • создание благоприятного психологического климата при реализации образовательных программ дошкольного образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • соблюдение норм и правил телекоммуникационного этикета.

Но не только педагог испытывает трудности, обучающемуся тоже совсем непросто и он испытывает противоречивые чувства:

  • психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде;
  • изолированность от сверстников;
  • желание скрыть истинные чувства, надеть «маску». Он может неадекватно интерпретировать материал, создать образ виртуального собеседника.

В связи с этим перед педагогом стоит ряд педагогических задач:

  • обучиться преодолению информационных барьеров;
  • обучиться сетевому этикету;
  • повысить  мотивацию обучающегося;
  • применять многообразные формы работы, создающие положительный эмоциональный настрой.

4. Организация педагогом дистанционного обучения.

Организация педагогом дистанционного обучения строится следующим образом:

I. Разработка конспекта.

Дистанционное занятие несколько отличается от обычного рядового занятия, т.к. подача информации идет не на прямую, а через экран монитора и обучающийся получается изолирован от педагога. Все это следует учитывать при разработке конспекта.

Алгоритм разработки конспекта к дистанционному занятию:

  1. Определение темы дистанционного занятия.
  2. Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях и т.д.).
  3. Постановка цели занятия (относительно обучающегося, педагога, их совместной деятельности).
  4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
  5. Определение длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся.

II. Выбор наиболее удобного способа доставки учебного материала (раздаточного) заказчику.

С родителями (законными представителями) обговаривается заранее каким образом им будет доставляться учебный материал к данному занятию.

Можно рассмотреть следующие варианты:

  1. Скачивание из личного кабинета или из методической копилки Виртуального детского сада файла и распечатка или создание его самостоятельно заказчиком.
  2. Самовывоз – заказчик приезжает в ДОУ и берет на временное пользование готовый вариант учебного материала.

III. Подготовка методических рекомендаций для родителей (законных представителей) обучаемого к данному занятию.

Педагог самостоятельно разрабатывает методические рекомендации для родителей (законных представителей) к каждому занятию.

Методические рекомендации делятся на два типа:

  1. Индивидуальные – в рекомендациях педагог прописывает в чем необходимо поупражнять или какие знания и навыки необходимо закрепить ребенку для проведения следующего занятия, и выкладывает их в личный кабинет заказчика.
  1. Общие – рекомендации по предварительной работе к следующему занятию. Размещаются в методической копилке Виртуального детского сада вместе с конспектом и дистанционным занятием в режиме.

IV. Проведение занятия. Анализ занятия.

После проведения дистанционного занятия педагог анализирует удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны обучающихся, родителей (законных представителей), так и самого педагога.

5. Практические советы проведения занятий дистанционного обучения в режиме реального времени.

Для достижения лучшего результата по дистанционному обучению в режиме реального времени, стоит придерживаться нескольких практических советов:

  1. Обязательно установите личный контакт с ребенком (улыбайтесь, обращайтесь по имени, смейтесь вместе, уберите с лица выражение усталости и заботы).
  2. Старайтесь быть очень энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.
  3. Одевайте одежду спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.
  4. Старайтесь громко, четко и внятно произносить слова, но не кричите.
  5. Всегда держите рядом музыкальную игрушку или аудиозапись чтобы привлечь внимание ребенка в случае потери интереса.

Список используемой литературы

  1. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
  1. Fedina N. V. et al. Use of Distance Learning Technologies in the Course ofImplementing Educational Programs in Preschool Education //Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology  – 2017. – Т. 13. – №. 11. – С. 7561-7571.
  1. Федина Н.В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н.В. Федина, И.В. Бурмыкина, Л.М. Звезда, О.С Пикалова, Д.М. Скуднев, И.В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. – М.: ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П.Семенова-Тян-Шанского», 2017. — №3(4). — С. 94-111.
  2. Н.Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2017. — №10. — С. 3-14.
Дата создания страницы: 28.04.2021
Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122